Как подчеркнуть движение или создать размытость в кадре при помощи длинной выдержки («Пейзажная фотография») Съёмка с длинной выдержкой создаёт уникальные, эффектные и неотразимые пейзажные фотографии. Если у вас не достаточно опыта, вы можете запутаться, выбирая правильную скорость затвора для определённой сцены. Так что же особенного в длинных выдержках? И как выбрать правильную скорость затвора для съёмки? Томер Разаби (Tomer Razabi) – увлечённый внештатный фотограф-пейзажист и владелец компании по приключенческим экспедициям на лоно природы. Он организует фототуры в Израиле и по всему миру, а также делится советами о применении длинной выдержки в пейзажной фотографии. Длинные выдержки – это хорошо известная техника, которую использовали с самого зарождения фотоискусства. Их главная цель – увеличить количество света, проходящего в фотокамеру, помимо таких параметров как диафрагма и ISO. В дополнение к большему свету, длительные выдержки также создают специальные эффекты, изменяя обычное видение вещей, которые движутся. Я разделяю два основных эффекта: акцент на движении и сглаживание движения. Акцент на движении в кадре Съёмка с длинной выдержкой движущихся объектов, например, водопада, облаков или волн, позволяет их равномерно размыть в определённом направлении. В результате мы получаем ощущение движения, которое делает фото гораздо более динамичным и интересным. Как правильно выбрать скорость затвора для этого эффекта? Если элемент находится в постоянном движении, как водопад, река или облака, то чем длиннее выдержка, тем более гладкий и сильный акцент движения вы получите. Можно начать с 0.5 сек для быстро движущихся элементов и удлинять выдержку для медленно движущихся. Для съёмки этого кадра я стоял примерно в 60 см от небольшого водопада (он всего около полуметра в высоту). Вода постоянно двигалась и падала за край скалы. Я знал, что получу хороший эффект размытия потока с выдержкой, начиная примерно от одной секунды, но я также знал, что если установлю более длинную выдержку, то смогу получить гладкую и приятную воду внизу водопада. Так что для этого снимка я выбрал скорость затвора 20 секунд. Если элемент движется с интервалами, как волна с пеной, нахлынивающая на берег, а затем отступающая обратно в море, то вам придётся измерить время её движения. Чтобы подчеркнуть движение волны, возвращающейся с пляжа в море, пусть она пройдёт весь путь, а вы измерите время, за которое она уходит обратно в море. Выдержка может быть от около 1/4 секунды до 2 секунд. В двух кадрах, что вы видите выше, скорость затвора составила 0.6 сек (в верхнем) и 0.8 секунд (в нижнем). В обоих случаях вода двигалась попеременно вверх и вниз с промежутками времени, не было постоянного потока в одном направлении. Сначала я выбрал состав, а затем несколько раз измерил время, которое требовалось воде, чтобы отхлынуть в море. После этого я настроил ISO и диафрагму и снимал сцену снова и снова (время от времени, уклоняясь от накатывающих волн). Многократная съёмка сцены такого рода увеличивает шанс на получение снимка с лучшим размытием из возможного. Сглаживание движения в пейзажной фотографии Иногда движение в фотографии мешает или отвлекает от более важных вещей. Особенно часто я с этим сталкиваюсь при съёмке различных водоёмов, от небольших прудов и озёр до огромных морей и океанов. Движение волн и даже мелкая рябь создаёт текстуру и может отвлечь внимание зрителя от более важного, от состава кадра, от фона или даже от переднего плана. Кроме того, сглаженная текстура воды может выглядеть приятнее. Как правильно выбрать скорость затвора для этого эффекта? Это довольно просто. Для такого небольшого перемещения, как рябь потребуется скорость затвора от 0.5 до 5 секунд. При съёмке энергичного движения, например, океанских волн, нужна выдержка в 10 секунд и дольше. Съёмка с длинной выдержкой при дневном свете и даже в условиях с низким освещением, например, на восходе или на закате солнца, может оказаться сложной задачей, потому что фото могут получиться переэкспонированными, даже с небольшой диафрагмой и низким значением ISO. Решение этой проблемы, как правило, в использовании ND-фильтров. Чем больше вы практикуетесь, тем быстрее разберётесь в выдержках и научитесь выбирать нужную скорость затвора, чтобы самым удачным образом дополнить пейзажную сцену. Удачи!